ELEPHANTS
ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ
ELEPHANTS
ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее форма и содержание.
В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ВАШ РЕБЁНОК
Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы и создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нуден свидетель самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль. Дети сначала контролируют друг друга, а потом – каждый самого себя.
Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредотачиваться на том, что ему интересно.
Очень хочет походить на значимых ему взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.
Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

У ребенка 5-6 лет продолжается активное развитие всех психических процессов:

Восприятие – изучает разновидности свойств предметов и их сочетание в отдельных предметах

Внимание - развитие целенаправленного внимания. Может удерживать внимание 20-25 минут

Память - появляется систематизация и анализ информации. Приемы запоминания основываются на логическом анализе материала.

Мышление - формируется словесно-логический тип мышления. Ребенок способен выстраивать в цепочку взаимосвязанные события. Формируются представления об изменении количества, понимают операции с числами. Представления об обратимости-необратимости явлений. Выстраивается картина мира, линия собственной жизни.

Речь – знают до 5000 слов; используют все части речи; может составить сложный рассказ по картинке, пересказ, менять сюжет

Воображение - учится планировать, составлять внутренний план реальных действий. Появляется манипуляция предметами «в уме»


ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Формирование самоконтроля.

Выраженное стремление достигать своей цели.

Появление чувства долга.


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;

Совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;

Улучшается моторика и координация движений, повышается двигательная активность;

Увеличивается сила и скорость движений;

Развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;

Совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.

Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.

Улучшается физиологическая саморегуляция и понимание своего физического состояния.


СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Поддержите пламенный интерес ребенка к знаниям, желание довести начатое до конца, усердно работать и хорошо выполнять задания, идти к намеченной цели, желание помогать, бережно относиться к миру вокруг, уважительно относиться ко взрослым и сверстникам.
С уважением относитесь к его фантазиям, не заземляя его «магического» мышления, но с другой стороны будьте внимательны, ведь ребенок может, например, по-настоящему поверить, что умеет летать. Старайтесь различать «враньё», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируйте их. Обеспечьте возможности для самого разнообразного творчества.
Будьте внимательным к желаниям ребенка, но и умейте ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Не ставьте ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками. Помогайте ему только в случае его эмоциональных затруднений – обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.

Обеспечьте общение с близкими, организовывайте отдых всей семьей, вместе обсуждайте совместные планы.

Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой задачи и решать их. Радуйтесь самостоятельным успехам ребенка и поддерживайте его в случае проблем, совместно разбирайте причины неудачи.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто, не усложняйте. Запаситесь детской литературой о разности полов.
Помните – в этом возрасте ваш ребенок будет охотнее откликаться на просьбу о помощи, чем на приказы и обязанности. Обращайтесь к нему как к помощнику – так вы будете развивать в нем «взрослую» позицию.
На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно. Помните – отсутствие информации порождает фантазии, которые могут тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогайте ребенку справляться со страхами. Не осуждайте и не призывайте «не бояться». Внимательно выслушивайте ребенка и сочувствуйте ему, разделяйте беспокойство и тревоги. Поддержите его в процессе переживания страха, будьте по возможности рядом, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому. В случае навязчивых страхов обратитесь за помощью к психологам.