MONKEYS
ВОЗРАСТ 3-4 ГОДА
MONKEYS
ВОЗРАСТ 3-4 ГОДА
Три года – это возраст, который можно рассматривать как определённый рубеж развития ребёнка. Кризис трёх лет завершает период «слияния» с матерью, малыш всё больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребёнка вид деятельности – игра.
В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ У ВАШЕГО РЕБЁНКА
Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать всё самому. Она совершенно необходима ребёнку для благополучного отделения.
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти всё, что предлагают родители, и делать что-то самому. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого.
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов.

Возникает потребность общаться не только с членами семьи, но и со сверстниками. Ребёнок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции взрослых и детей на его поступки.

Игра становится всё более коллективной. Может иметь уже сюжетное наполнение, всё более становится образно-ролевой. Но в этом возрасте ребёнку достаточно поиграть 10-15 минут, потом хочется переключиться на что-то другое.
В игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Учится учитывать желания и чувства партнёров по игре.
Активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

У ребенка 3-4 года продолжается активное развитие всех психических процессов:


Восприятие: предметный характер (характеризуют предмет по одному признаку), начинается активное познание свойств предметов.

Внимание: непроизвольное – поддерживается интересом. Может удерживать внимание 10-15 минут.

Память: носит непреднамеренный характер, обусловлена интересом. Могут воспроизвести не более 4х предметов из 10-15 предъявленных. Запоминают не более 2х слов.

Мышление: наглядно-образный тип. Различие, сравнение, установление сходства признаков предметов, обобщение. Начальные представления о количестве, величине.

Речь: у детей активно расширяется словарный запас (до 2 тысяч слов), формируется чувство языка. Развернутая речь, может составлять рифмы, выучить стихи.

Воображение: становление словесных форм воображения, оно становится самостоятельным процессом. Преобразует предметы, в одном видит другой. Не может отличить вымысел от реальности.




ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Кризис 3х лет. Отделяет себя от других. Впервые осознает разницу между «хочу» и «должен». Укрепление эмоциональной саморегуляции –элементарная рефлексия.

Роль ограничителей нежелательной деятельности играют более привлекательные стимулы. Необходимо поддерживать при потере веры в себя.


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Долго сидеть за столом для ребёнка неестественно. Ребёнок постоянно двигается. Необходимо следить за осанкой и нагрузкой на суставы.

Дыхательная система уязвима. Полезна дыхательная гимнастика с усиленным выдохом.

Крупные мускулы развиты лучше, поэтому лучше выходят движения всей рукой. Развитию мелкой кистевой моторики помогает лепка, рисование, мозаика. В этом возрасте ребенок способен держать карандаш правильно.

Сложно даются переходы от одной деятельности к другой. Необходимо время на завершение игры/творчества.

Повышенная возбудимость, быстрая утомляемость. Дети еще не умеют управлять своим поведением.

Примерно до 5 лет, ребенок не может осознать и проконтролировать позывы в туалет.


СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребёнка. Следует позволять ребёнку настаивать на своём, даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
Разбирать вместе с ребёнком ситуации возникновения конфликтов. Учить ребёнка уважать собственные и чужие личностные границы.
Бережно обращаться с чувствами ребёнка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
Продолжать активно развивать координацию движений (прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (лепка, шнуровка, складывание пирамидок).
Осознавать, что речевые обороты и запас слов формируются из того, что ребёнок слышит дома. Совместное чтение книг необыкновенно полезно.

Больше разговаривать с ребёнком, обсуждать с ним события дня, спрашивать его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечать на его вопросы.