TIGERS
ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ
TIGERS
ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ
Возраст от 4 до 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ У ВАШЕГО РЕБЁНКА ПОЯВЛЯЮТСЯ
Стремление к самостоятельности – ему важно многое делать самому, он меньше нуждается в опеке взрослого
Этические представления – расширяется палитра осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. Формируются основные этические понятия.
Творческие способности – активная фаза развития воображения. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, создает целые миры на бумаге и в голове
Страхи как следствие развитого воображения – чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности
Отношения со сверстниками – появляется большой интерес к ровесникам, общение с ними занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. От внутрисемейных отношений он больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают и др.
Активная любознательность – заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные тем. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

У ребенка 4-5лет продолжается активное развитие всех психических процессов:

Восприятие – начинается активное познание свойств предметов

Внимание - начинает развиваться произвольное внимание в игре. Может удерживать внимание 15-20 минут

Память - начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания

Мышление - наглядно образное + словесно логическое. Ребенок учится классифицировать, считает в пределах 10. Появляются обобщающие понятия (посуда, электроприборы), временные представления (утро-день-вечер-ночь, будни-выходные)

Речь – говорит связно, грамотно, знает до 4000 слов; может составить рассказ по картинке. Если речь плохо развита, обратитесь к специалисту

Воображение - учится планировать, составлять внутренний план реальных действий. Появляется манипуляция предметами «в уме»


ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Нравственная саморегуляция.

Желание познавать окружающий мир, общаться со взрослыми, подражать им. Необходима поддержка при отсутствии инициативы.


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Позвоночник по-прежнему гибкий, может деформироваться при длительных статичных позах, отсюда постоянная потребность в движении.

Необходима посильная нагрузка, т.к. крупные мышечные группы продолжают развиваться. Однако развитие мускулатуры происходит неравномерно, сердечный ритм легко сбивается, поэтому дети быстро утомляются.

Улучшается координация, ловкость, выносливость.

Не стоит позволять силовые нагрузки, допускать переутомление.

Совершенствуется мелкая моторика, поэтому тренируем ее почаще. Учим держать ручку правильно.


СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Поймите, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть много, иначе их трудно выполнить.
По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке чувство вины, либо злость и протест. Будьте готовы выдержать его справедливую обиду или злость.
Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Будьте готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Сами живите в согласии с транслируемыми этическими принципами.
Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
Не рассказывайте при ребенке различные страшные истории, не говорите о тяжелых болезнях и смерти – подобная информация может стать сверхсильным раздражителем.

Выслушивайте ребенка, разделяйте с ним его страхи, позволяйте ему переживать их вместе с вами.
Предоставляйте ребенку возможности для творчества и самовыражения. Интересуйтесь любым творческим продуктом, не оценивая его ни положительно, ни отрицательно, а предлагая ребенку самому оценить свое творчество.
Обеспечьте возможность совместной игры с другими детьми – такая игра не только развивает воображение и образное мышление, но и необходима для здорового эмоционального развития.
Предлагайте для игр не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции (палочки, камушки, брусочки и тд) – ребенок сам додумает.

Заранее предупреждайте ребенка о необходимости заканчивать игру, тк ребенок способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру.

Будьте открыты к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением, превращая жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Обсуждайте с ребенком любые события и явления, которые его интересуют