образовательный центр easy school
Типичные ошибки преподавателей
  • To teach is to learn twice over
The mediocre teacher tells. The good teacher explains. The superior teacher demonstrates. What do great teachers do?

(Посредственный учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Превосходный учитель демонстрирует. Великий учитель …….?)
Научить иностранному языку – задача, казалось бы, предельно ясна. Распечатки в руки и поехали объяснять грамматику. Но мы не средняя школа и не вуз. Мы не хотим, чтобы наши студенты засыпали где-то между "Who's on duty today"(кто дежурный сегодня?) и "Now let's open page 59"(открываем стр. 59). Поэтому важно разобрать, какие сложности могут поджидать нас на уроках и понять, как избежать их.
А) Учитель из советской школы

1
Проблема 1: Учитель весь урок выдает новую информацию, а студенты, молча, внимают.
  • Почему это проблема:
    Урок превращается в бесконечную лекцию, где студенты тихо засыпают с открытыми глазами. Мы же хотим, чтобы студенты сами выводили большинство правил, так им будет гораздо проще "переварить" и запомнить новые данные.
    Решение:
    Диалог! Не монолог! Когда даете новую информацию, старайтесь максимально основывать ее на уже пройденном материале. Задавайте студентам наводящие вопросы.
2
Проблема 2: Учитель говорит школьным языком, используя стандартные фразы, типа «а сейчас давайте», «покажите в предложении подлежащее», «сегодня на уроке...» и т.п
  • Почему это проблема:
    Школа у большинства людей ассоциируется со словом «скучно». Мы же всячески стараемся уйти от скуки и привычных способов преподавания. Ведь если мы удивим студента, то шанс, что он запомнит новую информацию, гораздо выше.
    Решение:
    Придумайте, как можно заменить такие школьные фразы, это совсем не сложно. Например, вместо «подлежащее» можно говорить КТО? или ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО.
3
Проблема 3: В попытке разнообразить урок примерами, учитель начинает рассказывать о своей жизни.
  • Почему это проблема:
    И вот уже студенты знают, как зовут его собаку и как часто они с женой ругаются, а кусок грамматики, запланированный на этот урок, остается за бортом.
    Решение:
    Все, что вы говорите на уроке, должно преследовать лишь одну единственную цель – помочь студенту быстрее освоить язык. Короткая яркая история из жизни, подходящая к грамматике урока, – да; бесконечный рассказ о своем прошлом – нет!
4
Проблема 4: В плане прописаны задания, и учитель проводит их одно за другим, без логических переходов и связок.
  • Почему это проблема:
    Часто студенты не понимают, зачем и почему они сейчас делают то или иное задание. Поэтому они могут спорить, негативно реагировать или вообще устроить маленькую забастовку или «затупить».
    Решение:
    Выстроив все элементы урока в одну логичную цепочку, где один вид деятельности плавно и незаметно перетекает в другой, учитель увлекает студентов, превращая все происходящее в занимательную игру. Они думают, что играют, а на самом деле выполняют сложнейшее упражнение! И им далеко не обязательно знать об этом, если это знает и целенаправленно планирует учитель. Тщательно продумывайте каждое задание от начала до конца, особенно то, как подадите его. Придумайте «наживку», на которую студенты «клюнут» с удовольствием. Это может быть что угодно: от феерического шоу с песнями и танцами до увлекательной истории или ряда вопросов, ответив на которые студенты сами перейдут к следующему заданию.
5
Проблема 5: Учитель спрашивает ученика, а затем эхом повторяет его ответ.
  • Почему это проблема:
    Желание повторить, чтобы все точно расслышали и правильно записали, похвально. НО! Делая так, вы приучаете студентов не обращать внимание на то, что говорят их одногруппники.
    Решение:
    Реагируйте словами типа: Correct! Right! Well done! Awesome! (Привильно! Классно! Молодец!) Если кто-то из учеников не расслышал, то попросите отвечающего сказать то же самое еще раз.
6
Проблема 6: Учитель спрашивает студентов по цепочке.
  • Почему это проблема:
    Класс резко перестает слушать друг друга. Все скорее высчитывают номер своего предложения, чтобы блеснуть, когда их, наконец, спросят, и пропускают мимо ушей ответы на все предыдущие задания
    Решение:
    Спрашивайте всех вразброс, чем случайнее порядок, тем лучше. Как только увидели, что кто-то задумался о своем – спросите его. Можно спросить одного и того же человека 2 раза подряд, чтобы студенты привыкали, что никому нельзя расслабляться.
7
Проблема 7: Студент отвечает на вопрос и делает грамматическую ошибку. Учитель прерывает его ответ, чтобы исправить эту самую ошибку.
  • Почему это проблема:
    Самый большой враг изучающих иностранный язык – боязнь говорить. Появляется он, как правило, из боязни сделать ошибку. Исправляя каждое слово ученика, вы только помогаете такому страху сформироваться, но никак не улучшаете грамматику студента.
    Решение:
    Дослушайте ответ до конца и потом попросите студента повторить, то что он только что сказал, но только быть при этом внимательнее. Или, если ученик во время ответа смотрит на вас, то выражением лица покажите ему, что то, что он сейчас говорит, не совсем подходит. Главное, никаких восклицаний и осуждающей мимики!
B) Нехватка опыта у преподавателя

9
Проблема 9: Учитель не отрывает глаза от плана урока.
  • Почему это проблема:
    У студентов создается впечатление, что учитель не знает, о чем говорит, не знает, что будет дальше, или не может самостоятельно, без подглядываний, рассказать им о чем-то новом. Так постепенно ученики перестают воспринимать учителя как квалифицированного специалиста, и он перестает для них быть авторитетом.
    Решение:
    На первых порах подготовка к уроку будет занимать немало времени, нужно настроиться на это сразу. План урока запомнится легко, если выстроить все логически. Запишите основные пункты на небольшом листочке бумаги. Если что-то вдруг забылось, то подглядеть, конечно, можно.
10
Проблема 10: Учитель задает вопрос «в никуда», не выбирая конкретного студента для ответа, в надежде, что сейчас все сами начнут выкрикивать ответы с места.
  • Почему это проблема:
    Мы так устроены, что, если вопрос не адресован лично нам, то мы не будем на него отвечать. На вопросы, брошенные в пространство, отвечают только супер-активные отличники, которых в группе обычно полтора человека, и которые зачастую и без того «забивают весь эфир». А все остальные студенты сразу же остаются за бортом обсуждения и начинают тихо засыпать или разговаривать с соседом.
    Решение:
    Задал вопрос, 2 секунды помедлил, лишь затем назвал имя отвечающего. При такой схеме никто не уйдет от ответа.
11
Проблема 11: Дав задание студентам в парах или группах, учитель выходит из класса.
  • Почему это проблема:
    У студентов могут появиться вопросы в процессе самостоятельной работы. Или ощущение, что им не уделяют внимания, и вообще непонятно, зачем тогда в школу ходить, можно так самим дома заниматься.
    Решение:
    Если вы дали студентам задание, это не значит, что наступило время перекура для вас. Ходите между столами, наблюдайте, каким темпом идет выполнение, помогайте отстающим. Сейчас прекрасный момент, чтобы оценить, на что способен каждый в вашей группе, выявить слабые места и уделить им чуть больше внимания.
12
Проблема 12: Учитель слепо ведет группу по программе, даже если очевидно, что группа не справляется.
  • Почему это проблема:
    Бывает, учителя гонят программу, потому что надо в конце года успеть сдать экзамен. После такого года ученикам приходится либо бросать, либо еще раз идти на тот же год, потому что они не успели ничего усвоить.
    Решение:
    Экзамен, даже учитывая тот факт, что он уже предусмотрен в программе, тема индивидуальная для каждой группы. Его можно изменять, убирать какие-то задания, если группа не успела все изучить. Просто в финальном сертификате будет немного другая формулировка. Это не смертельно. Главное, чтобы знания были качественными! Нашу программу нужно всегда адаптировать под ту или иную группу. Однако важно при этом не впасть в другую крайность и не превратиться в «болото».
13
Проблема 13: Учитель не понимает, зачем в план урока включено то или иное задание, но, тем не менее, дает его студентам.
  • Почему это проблема:
    Если учитель не понимает, зачем это делать, то какая польза от задания будет студентам?
    Решение:
    Со всеми вопросами всегда можно и нужно обращаться к своему ментору. Или к любому другому преподавателю, если вдруг ситуация экстренная. Мы ведем уроки, чтобы научить людей, а не чтобы поставить галочку в журнале. Логика – вот что должно быть в каждом уроке!
14
Проблема 14: Учитель и студенты недостаточно говорят на изучаемом языке на уроке.
  • Почему это проблема:
    А зачем студенты к вам пришли? русский изучать?
    Решение:
    Уже с первых уроков всё, что можно говорить на том языке, который вы изучаете, должно звучать на нем. В большинстве случаев студенты интуитивно понимают, что говорит учитель. Особенно это касается похвалы, просьб и т.д. Ваша задача – перейти полностью на изучаемый язык в будущем. Начинать нужно с первых уроков.
15
Проблема 15: Учитель слишком старается, слишком напрягается.
  • Почему это проблема:
    Чувствуя себя неловко, учитель создает неловкость и дискомфорт для всех окружающих. Это оказывает слишком большое давление на студентов, и они тоже не могут вести себя естественно, им как будто все время жалко учителя.
    Решение:
    Непринужденность – это большое мастерство. Учитесь быть естественным.
16
Проблема 16: На уроке отсутствует динамика.
  • Почему это проблема:
    Вялотекущий урок создает впечатление, что учитель просто тянет время и не знает, чем занять студентов, что, чаще всего, свидетельствует о слабой подготовке к уроку, либо о том, что преподавание учителю наскучило, и ему давно пора на пенсию. Монотонные речи плавно перетекают в неловкое молчание и затянувшиеся паузы, что создает очень напряженную атмосферу. Скука – самое ужасное, что может быть на уроке! А учитель, который bores himself to death (сам себе до смерти наскучил) – это просто катастрофа! На таких уроках хочется подойти и потрясти учителя, чтобы он хотя бы сам проснулся, либо просто встать и уйти и уже никогда не возвращаться, забыв все, как страшный сон.
    Решение:
    Подумайте, было бы вам самим интересно на уроке, который вы ведете? Тщательно планируйте каждую activity (каждое задание), все расписывайте в плане урока по времени и старайтесь придерживаться этих рамок. Меняйте виды деятельности, старайтесь максимально удерживать внимание студентов, возбуждать в них интерес, азарт, кураж! Что угодно, только не скуку! Не переставайте из удивлять! Цените время своих студентов и используйте 75 минут урока по-максимуму! Всегда помните, что не бывает неважных уроков, каждый из них – это маленький кирпичик, который вы закладываете сегодня в их способность говорить по-английски.
17
Проблема 17: Учитель обращает внимание и работает только с сильным меньшинством группы – потому что так легче, и игнорирует при этом всех остальных.
  • Почему это проблема:
    Даже если один человек на уроке остается без внимания – это проблема! Студентам важно видеть, что они небезразличны, что учитель заинтересован в успехе каждого, а не только тех, с кем легко и комфортно общаться.
    Решение:
    У настоящего профессионала нет «любимчиков», но каждый студент всегда находится в поле зрения и ощущает участие и заботу. Выбирайте темп, приемлемый для всех, ориентируйтесь на «среднего» студента. Студенты послабже при этом будут «подтягиваться», а студенты посильнее пусть с самого начала настраиваются помогать и поддерживать всех остальных – быть для них study-buddies(друзьями по учебе). Подобное «сотрудничество» однозначно будет взаимовыгодным. Ведь вы, как учитель, знаете, что, объясняя материал кому-то другому, кто знает его хуже вас, вы сами понимаете и запоминаете его гораздо лучше. Стремитесь создавать из своих групп команды, в которых каждый заинтересован в успехе каждого, ведь от этого в конечном счете зависит общая победа.
18
Проблема 18: Учитель не дает качественных знаний на уроке.
  • Почему это проблема:
    Мы – школа. Самый минимум, которого ожидают от нас наши студенты – это знания, за ними они к нам и приходят. А если они их не получают, либо недополучают, либо получают в некачественном искаженном виде, то, выходит, мы их обманываем. А несведущего человека обмануть очень легко. А пользоваться этим – верх непорядочности.
    Решение:
    Как и со многими другими проблемами, главным решением этой проблемы будет тщательная, добросовестная подготовка к уроку. Если сомневаетесь в чем-то – перепроверьте, даже если не сомневаетесь – все равно перепроверьте! Как часто бывает, что мы на 100% уверены, что это слово произносится именно так, потому что мы его так всегда произносили, и наши учителя в школе и университете их так произносили, и даже от носителей языка мы что-то похожее слышали. Не верьте!!! Руководствуйтесь принципом пилотов – доверять только приборам и ни при каких обстоятельствах не полагаться на собственные ощущения. Наши с вами «приборы» - это хорошие словари и грамматические справочники. Обращайтесь к ним как можно чаще и доверяйте только им! Чтобы как можно реже возникали такие ситуации, когда учитель понадеялся на свои знания и не стал вникать в «легкую» грамматику, вследствие чего «поплыл» на уроке, как только случилось отойти от плана урока или студенты вдруг начали задавать вопросы. Будучи учителем, будьте готовы учиться непрестанно, везде и всегда. Только ваша собственная жажда новых знаний и увлеченность английским языком сможет «зажечь» интерес к языку у ваших студентов.
19
Проблема 19: Учитель перегружает студентов ненужной информацией.
  • Почему это проблема:
    Представьте себе новорожденного, которого родители пытаются накормить мясом. «Это бесчеловечно!» - скажете вы. Невозможно не согласиться. Вот в такого нерадивого родителя превращаемся мы, когда, пусть даже из самых добрых побуждений, начинаем студентам на первом году рассказывать об особенностях употребления сослагательного наклонения в английском языке или еще какой-нибудь сложной абре-кадабре в том языке, которому вы обучаете.
    Решение:
    Подобные казусы случаются по трем причинам. Причина номер 1, самая безобидная: учитель это делает по незнанию и неопытности. Как здорово, что есть те, кто уже этот путь прошел, набил шишки и научился на собственных ошибках. Не повторяйте их, ну пожалуйста, поверьте нашему опыту! Причина номер 2: учитель считает, что его главная задача – поразить своими глубокими познаниями студентов, заслужив подобным образом их уважение и расположение, и использует любую возможность, чтобы этими самыми познаниями «блеснуть». В результате чего объяснение простых вещей превращается в занудные лекции об асимметричном дуализме языкового знака. Причина номер 3: учитель убежден, что на любой вопрос студента нужно, как на экзамене, дать полный разверный энциклопедический ответ с умным дополнением номер один, два и сколько вспомню, вместо того, чтобы тщательно «фильтровать» информацию. Здесь важно помнить вот о чем: главная задача учителя – грамотно систематизировать, а затем дозировано преподнести студентам необходимый материал, при этом уберечь их от потока ненужной (по крайней мере на данном этапе обучения) информации. До «твердой пищи» они со временем дорастут.
20
Проблема 20: У учителя остается время на уроке.
  • Почему это проблема:
    Если вы заканчиваете урок на 10-15 минут раньше, при этом успеваете сделать все, что написано в плане, это, скорее всего, свидетельствует о том, что вы просто даете студентам информацию, не превращая ее в умения и навыки. Иными словами, материал «выдается», но не отрабатывается.
    Решение:
    Новые знания – это, безусловно, прекрасно! Но во всем нужен здоровый баланс. От одной только информированности еще никто не заговорил. Тут важна тренировка, тренировка и еще раз тренировка! Ведь главное, за чем приходят студенты – научиться говорить на иностранном языке. Все, чему мы учим студентов на уроке, будь то новые слова или грамматика, лишь «комплектующие» их правильного говорения. Без них, конечно же, никуда, но и их еще нужно научиться применять по назначению. Так что избегайте искушения «ставить себе галочку» и расслабляться, выдав информацию из плана урока. На этом урок далеко не окончен, это только начало. Вздохнуть с чувством выполненного долга мы можем лишь тогда, когда студент не просто знает – владеет информацией, но умеет – научился использовать, может правильно сказать.
С) Слабая лидерская позиция учителя

21
Проблема 21: Ради создания дружественной атмосферы в группе, учитель настолько сильно сближается со студентами, что теряет контроль. Урок превращается в стихийное бедствие, где не говорят на изучаемом языке, зато есть много смеха и шума.
  • Почему это проблема:
    Нет контроля – нет знаний.
    Решение:
    Дружить со студентами важно и нужно. НО! Вы не одноклассники и не соседи. В этой дружбе вы – УЧИТЕЛЬ, а они – УЧЕНИКИ. Грань должна быть всегда. Все шутки и совместное времяпрепровождение должно быть в контексте ученик-учитель. Не бойтесь этого, студенты будут вести себя так, как позволите им вы. Это нормально, никто ни на кого не обижается.
22
Проблема 22: Учитель хвалит студента, когда он сделал только половину домашней работы, выучил треть Pony и перевел элементарное предложение с 3-го раза. Ведь он же работал.
  • Почему это проблема:
    Все мы знаем, чтобы студенты заговорили, важно их поддерживать, развивать в них уверенность в себе. Но такая похвала должна быть заслуженной. Вы, как учитель, задаете стандарт качества. И похвала будет только тогда, когда студент этому стандарту соответствует. Если хвалить за все подряд, то ученики расслабляются, начинают относиться ко всему «и так пойдет»
    Решение:
    Если не за что похвалить, это не значит, что надо ругать. Надо поддержать, воодушевить. «Ты можешь лучше», «Давай, поднажми немного», «Не расслабляйся, у тебя же так хорошо все шло» - вариантов множество.
23
Проблема 23: Юмор, переходящий в сарказм и насмешничество.
  • Почему это проблема:
    Шутить – это талант и искусство. Шутить на уроке очень важно, ведь это разряжает атмосферу и обучение у ребят идет легче и веселее. Но одно дело шутить, а другое – делать из учеников punch bag (предмет для насмешек) . Если вы видите, что в вашей группе студенты смеются не все вместе, а над кем-то, то, значит, вы, как преподаватель, сделали ошибку. Поставьте себя на место студента, над которым смеются. Вы бы стали ходить в такую группу?
    Решение:
    Учитесь правильному юмору! Будьте доброжелательным, helpful (помогайте), enthusiastic( заражайте энтузиазмом). Но не скатывайтесь к сарказму и насмешничеству. Это только ранит людей, но никак не помогает им преуспеть в английском. Ведь главная задача юмора на уроке – разрядить обстановку и снизить языковой барьер, а уж никак не создавать напряженные отношения в группе.
24
Проблема 24: Один или несколько студентов ведут себя плохо, мешают остальным заниматься. Учитель игнорирует их поведение, чтобы не портить урок, не убирать студентов из группы, надеясь, что «все само пройдет».
  • Почему это проблема:
    Игнорируя проблему, вы не решаете ее. Урок все равно испорчен, когда кто-то не работает на нем, отвлекается и творит что попало.
    Решение:
    Поговорите с дебоширом. Скорее всего, ему просто хочется побольше вашего внимания. Покажите ему, что он для вас важен. Если это не работает, то предупредите, что он не сможет ходить на занятия, если будет так себя вести. Если и это не помогло, то смело удаляйте его из группы. Лучше пожертвовать одним человеком, чем в результате из-за нерабочей атмосферы потерять всю группу. Будьте вежливы, но тверды. Не надо обижать человека, но и идти у него на поводу тоже неприемлемо.
25
Проблема 25: Учитель недостаточно строг.
  • Почему это проблема:
    Хороший учитель – строгий учитель. Вспомните свой опыт. Каких учителей вы запомнили, ценили больше всех? Тех, кто по-настоящему был заинтересован в вашем успехе, - строгих учителей.
    Решение:
    Да, мы должны быть строгими, но и любящими одновременно. Это непросто. Это настоящее искусство, которому, к счастью, можно научиться.
Преподавание – это действительно искусство. Это настоящее мастерство, которое нужно оттачивать день за днем, урок за уроком.

Не расстраивайтесь, если с первого раза не все получится, если будете замечать эти или другие ошибки в том, что вы делаете. Воспринимайте их как возможность для личного и профессионального роста. Признавайте их, исправляйте и двигайтесь дальше. Будьте мудрыми. Позволяйте своим ошибкам учить вас и делать вас сильнее и лучше. А главное – любите своих студентов, вкладывайте свое сердце в то, что вы делаете, и будьте уверены, все у вас получится!!!

Вопросы для самоконтроля:
  • 1.
    Почему так важна логичность урока и как этого добиться?
  • 2.
    Как и в каком порядке лучше спрашивать студентов?
  • 3.
    На каких студентов должен ориентироваться учитель?
  • 4.
    Нужно ли отвечать на все вопросы студентов?
  • 5.
    Как не допустить, чтобы урок превратился в бесконечную лекцию?
  • 6.
    Каким языком не нужно говорить на уроке?
  • 7.
    Может ли учитель выходить из класса?
  • 8.
    Сколько должно быть английского на уроке?
  • 9.
    Если у учителя остается время на уроке, о чем это говорит?
  • 10.
    Должен ли учитель быть строгим?